Санкт-Петербург 31 мая | 05:51
 
Главная Новости Каталог предприятий Шоппинг Работа Досуг Афиша О городе
Объявления Справка организаций Транспорт Голос города
Городской портал Санкт-Петербурга
  курс валют в Санкт-Петербурге доллар USD 78,62   курс валют в Санкт-Петербурге евро EUR 89,25   курс валют в Санкт-Петербурге фунт GBP 106,00
Регистрация предприятия    Вход для предприятий    RSS  
Рубрики
Бизнес
В мире
Здоровье
Культура и шоу-бизнес
Наука и технологии
Образование
Общество
Политика
Происшествия
Спорт
Экономика и финансы


Подписка на новости и афишу

Ваш e-Mail адрес


Сайт города Санкт-Петербурга / Новости / Культура и шоу-бизнес

Earlymusic-2010: Перемены в нашу пользу


25.09.2010 | 23:54
Версия для печати  Версия для печати

Earlymusic-2010: Перемены в нашу пользу

В Петербурге продолжается XIII Международный фестиваль Earlymusic. Ключевыми событиями нынешней недели стали выступления столичных музыкантов – оркестра Pratum Integrum и клавиристов Алексея Любимова и Ольги Мартыновой. В результате очевидной стала смена концепции именитого фестиваля.

Тринадцатый по счету Earlymusic перешел Рубикон: за плечами фестиваля – три недели концертов, лекций и мастер-классов, впереди – заключительный аккорд от выдающегося французского контратенора Филиппа Ярусского (30 сентября он даст сольный концерт в Капелле). Сольный концерт главного хедлайнера этого года и логически, и хронологически выделяется из фестивальной программы, так что итоги Earlymusic-2010 уместно подвести уже сегодня. Тем более что их в значительной степени определили концерты московских музыкантов, завершивших серию своих выступлений минувшим вечером.

Московский десант высадился в Петербурге еще в начале недели. Сначала во вторник в Малом зале Филармонии программу «Sturmus phantasticus» сыграл Pratum Integrum, единственный в стране стационарный оркестр старинных инструментов и главный столичный форпост исторического исполнительства. Назавтра в Меншиковском дворце солист Pratum Integrum скрипач Дмитрий Синьковский объединился в дуэт с итальянским коллегой Риккардо Минази и клавесинистом Андреа Перуджи в концерте «Европейский орнамент: Две скрипки». В четверг Earlymusic возвратился в зал Энгельгардта вместе с клавиристами Ольгой Мартыновой и Алексеем Любимовым. И наконец, в пятницу прошедшей в Музее истории религии лекцией «Аллегория и сады» основатель и продюсер Pratum Integrum, наследник великой традиции русского меценатства Михаил Серебряный поставил точку в московской программе Earlymusic.


Понять специфику, своеобразие и значение этого своеобразного фестивального подцикла для Earlymusic невозможно, если не углубиться в историю форума. Традиционно Earlymusic был парадом европейских звезд – начиная с конца 1990-х годов по зову худрука фестиваля Андрея Решетина по осени в Петербург устремлялись все главные действующие лица западного исторического исполнительства. Именно они сделали фестиваль одним из главных культурных брендов Петербурга, именно их авторитет дал Earlymusic громкое и узнаваемое даже за пределами России имя. Но когда в конце 2000-х фестиваль пережил внутренний управленческий кризис, помноженный на всемирные экономические неурядицы, Earlymusic молниено поменял географическую ориентацию и с каждым годом стал всё более активно приглашать к сотрудничеству отечественных исполнителей.

Проще всего было бы объяснить смену концепции банальным секвестированием фестивального бюджета – и в этой трактовке есть доля правды: отток спонсорского капитала ударил по Earlymusic очень и очень серьезно. Но на самом деле всё не так просто. Раньше, делая ставку на титанов аутентичного исполнительства, фестиваль прежде всего занимался латанием лакун в слуховом опыте отечественной публики – как профессионалов, так и любителей. К сегодняшнему дню базовые потребности голодной до аутентизма публики удовлетворены – и теперь Earlymusic со спокойным сердцем может сконцентрироваться на продвижении российских исполнителей, которым на первых фестивалях из-за засилья западных грандов просто не находилось места в афише.


Как показали концерты этой недели, к тринадцатому фестивалю отечественные музыканты получили законное право претендовать на внимание публики наравне с западными хедлайнерами. Еще несколько лет назад подобное было трудно представить: российские инструменталисты, не говоря уже о вокалистах, премудрости исторического музицирования постигали с большим трудом и не слишком большим желанием. Долгое время едва ли не единственным героем российского аутентизма всемирного значения оставался Алексей Любимов. Его выступление и на нынешнем фестивале было в числе самых ожидаемых.

Но вот парадокс: мэтра-старинщика, еще недавно казавшегося незыблемым авторитетом в вопросах эстетической адекватности, в одно касание переиграли музыканты молодой генерации. Алексей Любимов, которому в парной программе «Хаммерклавир и клавесин: инструменты-соперники» досталось почетное второе отделение, очевидно уступил младшей коллеге Ольге Мартыновой, открывавшей вечер и днем ранее блиставшей в клавирном концерте Гайдна в оркестровой программе Pratum Integrum.


Слышная буквально с первых нот разница в подходах мастеров двух поколений зафиксировала главный итог Earlymusic-2010: аутентизм перестал быть для отечественных музыкантов «чужой» эстетикой, произошла долгожданная самоидентификация российских исполнителей с европейским опытом рубежа веков. Какими бы безукоризненно (может быть, даже чересчур) точными с точки зрения стиля ни были интерпретации Алексея Любимова, в них очень слышно то идеологическое сопротивление, которое пионеру советского earlymusic приходилось преодолевать на протяжении всей карьеры – начиная со времен, когда концерты родного для клавириста ансамбля «Мадригал» приравнивались к диссидентским сходкам и были манифестами отчаянного музыкального вольнодумства.


Этот груз времени и отягчающие идеологические обстоятельства начисто отсутствуют в игре Ольги Мартыновой: язык исторического музицирования для нее – не приобретенный, а родной, и на территории старинной музыки она чувствует себя не иммигрантом, а, как сказали бы англичане, native-born. Это же неслыханное доселе у отечественных исполнителей свойство продемонстрировал и Pratum Integrum – трудно было вспомнить, когда со сцен обоих филармонических залов доводилось слышать столь умную и тонкую игру: восьмилетний камерный коллектив звучит сегодня куда более осмысленно и культурно, чем все без исключения большие академические оркестры обеих столиц. Результаты, показанные московскими музыкантами на Earlymusic-2010, – победа не только отечественной культуры, но и самого фестиваля. Ведь если бы петербургский форум не устанавливал ежегодно высочайшую планку, российским музыкантам некуда было бы тянуться.





Риккардо Минази


Pratum Integrum


Ольга Мартынова


Алексей Любимов


Оставить комментарий

Пожалуйста, не оставляйте оскорбительные, клеветнические комментарии, призывы к национальной розни, а также сообщения не относящиеся к теме публикации. Эти комментарии будут удалены.

Для отправки комментариев нужно включить javascript
Ваше имя
Код
 
 

Новости на подобную тему

Фактор успеха сервиса цветов с доставкой в современных реалиях
21.12.21 [11:12]
Секреты свежести цветов с доставкой и упаковки этих же подарков
03.11.21 [21:01]
   
В Санкт-Петербурге венчался потомок царской династии Романовых
02.10.21 [19:31]
В Санкт-Петербурге представили коллекцию аксессуаров для туристов
28.08.21 [10:50]
   
С помощью цветов в букете с доставкой в Санкт-Петербурге делаем сюрприз маме
04.07.21 [21:58]
Красивые букеты с доставкой в Санкт-Петербурге – просто незабываемый подарок
16.06.21 [10:10]
   
В Санкт-Петербурге создадут парк для любителей чтения
03.06.21 [18:49]
В Санкт-Петербурге требуют запретить рекламу Dolce&Gabbana
24.05.21 [15:45]
   
   
Последние новости

   

 

ТОП новости

В Петербурге можно поклониться мощам Николая Чудотворца
В Санкт-Петербурге на улице Новостроек выпал из окна пятого этажа восьмилетний мальчик
Бесплатный концерт состоится на станции «Технологический институт»
Феминистки 8 марта будут митинговать на Марсовом поле
Храм Успения Пресвятой Богородицы получит новую жизнь
Зарождение Санкт-Петербурга. Часть 1
В центре Санкт-Петербурга с 1 мая парковка станет платной
В Санкт-Петербурге угнали машину инкассаторов с 7 000 000 рублей


Я - Корреспондент

Новости Санкт-Петербурга Есть интересная новость?
Расскажите о ней всему городу. Мы опубликуем.


Тел: (812) 952-40-60 (c 09.00 до 18.00)
Адрес: ул. Варшавская, 26, оф.4 (м.Электросила), г. Санкт-Петербург
Почта:

Авторские права | Реклама на сайте

   

Copyright @ 2025
VashSpb.ru - Городской портал Санкт-Петербурга